fbpx ...

Cайт находится на реконструкции. Актуальная информация по адресу: https://shestov.ru

Языки, знания и навыки в рекордные сроки от легендарного педагога из Книги Гиннесса

+1 (917) 208-7434 +7 (926) 216-0242

Расскажи это своей бабушке! Explain it to your grandmother!

«Нет ничего более сложного, чем объяснять самые простые вещи». Серж Гудман.
“It is hard to communicate anything exactly and that is why perfect relationships between people are difficult to find.” Gustave Flaubert, “Sentimental Education”.
«Сложно передать что-либо точно и поэтому так трудно найти хорошие отношения между людьми». Гюстав Флобер, «Сентиментальное образование».
“An alleged scientific discovery has no merit unless it can be explained to a barmaid” is popularly attributed to Lord Rutherford of Nelson in as stated in “Einstein, the man and his achievement” By G. J. Whitrow, Dover Press 1973.
«Предлагаемое научное исследование не будет иметь ценности, если его нельзя будет объяснить официантке». Обычно приписывается лорду Резерфорду.

Нам, людям, свойственно простые вещи «объяснять» сложно, таинственно, «напуская тумана» и облекая свои высказывания в нечто привлекательное, многословное. Часто это делается для того, чтобы привлечь внимание, создать впечатление причастности к чему-то значительному или потому, что мы сами не знаем в достаточной мере того, что пытаемся объяснить.

Словами трудно выразить запахи, вкус воды, чувство, которое возникает, когда нас щекочут, чью-либо привлекательность для нас, определить и описать наши эмоции, время, дыхание, боль, движение, инстинкт, звуки музыки, ощущение при воздействии высокой и низкой температур.

Иногда простые вещи невозможно объяснить, хотя все и так их понимают. Их осознание происходит на интуитивном уровне каждым из нас, но по-своему.

Можно что-то объяснить визуально, как это делает, например, Дэн Роэм в своих визуальных историях.
Многим из нас известна игра, в которой исполнитель жестами пытается передать информацию, описать какое-то действие, поведение человека, животного или явление. Окружающие в это время пытаются угадать, что хочет «сказать» исполнитель. В большинстве случаев то, что передаётся жестами, не отгадывается.

Многим из нас сложно понять суть вещи или явления из-за лишнего балласта, которым «нагружено» описание.

Но, часто выясняется, что некоторые «простые» вещи только кажутся таковыми.
Результат сложения «1+1=2» был доказан только в начале XX века Bertrand Russell and Alfred North Whitehead и процесс объяснения занял более 360 страниц в трёх томах “Principia Mathematica.” The proof for “1+1=2” is 360 pages long.
Причину устойчивости велосипеда при движении учёные не определили до сих пор.
There is no universally accepted theory on how bikes work.
Как можно объяснить понятие «право» и «лево» тому, кто не знает значений этих слов? Существует книга из 400 страниц в которой описывается философия «право» и «лево».
How would you explain the concept of left and right to someone who had no idea what those words meant? Left and right have been confusing philosophers for years. There is literally a 400-pages book on the philosophy of right and left, aptly called “The Philosophy Of Right And Left.”
Что такое удовольствие, как его определить и оценить?

«Объяснение – одна из основных операций мышления. В широком смысле под объяснением понимается включение знания об определённом явлении в более объемлющий контекст общепринятого и достоверного знания». «Философское введение в проблему научного объяснения».

“Life is not complex. We are complex. Life is simple, and the simple thing is the right thing.” Oscar Wilde.
«В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь — простая штука, и в ней чем проще, тем правильнее». Оскар Уайльд.

Необходимо помнить и о когнитивном искажении под условным названием «проклятие знания», когда хороший специалист в какой-либо области не способен объективно оценить какие из элементарных установок в его объяснении менее осведомлённый собеседник может воспринять правильно.

Наша способность к мировосприятию у всех разная и по-своему уникальна. Очень часто у нас не получается объективно оценить что-то с позиции другого человека.
Особенно остро этот вопрос стоит в образовательной среде. В большинстве случаев даже отличный специалист не становится хорошим учителем, наставником, тренером, инструктором.
То есть, обладатель знаний не всегда может их доходчиво передать.

You can be a brilliant teacher but when it comes to explain something to an ordinary person a problem appears at once.

Особенно это касается талантливых людей, гениев, которые подсознательно считают, что их собеседники также владеют необходимым багажом знаний и способностей, и поэтому упускают многочисленные нюансы при попытке передачи сведений, навыков и опыта.

“If you can not explain something to a six-year-old, you really do not understand it yourself.” Louis de Broglie did attribute a similar statement to Einstein in book “His life and times” by Ronald W. Clark.
«Если ты не сможешь объяснить что-то шестилетнему ребёнку, на самом деле ты сам не понимаешь этого». Высказывание приписывается Эйнштейну.

Нам не стоит сразу пытаться оценивать интеллектуальные способности других только лишь потому, что они не могут воспринять «правильно» то, что мы им объясняем. В подавляющем большинстве случаев они не глупы, они просто другая вселенная со своим уникальным набором знаний, взглядов, предпочтений, навыков, опыта и восприятия мира.

“There is no truth. There is only perception.” Gustave Flaubert.
«Нет никакой правды. Есть только восприятие». Гюстав Флобер.
Flaubert hated newspapers and “ideas received.” He strongly believed that they spread a new kind of stupidity in which people know more, yet understand nothing.

Флобер ненавидел газеты и появление идей. Он был уверен, что они распространяют новый вид глупости, при которой люди знают больше, но ничего не понимают.

Насколько разным может быть наше восприятие окружающего мира, демонстрируют некоторые шутливые псевдонаучные интерпретации известных пословиц (для примера):
— «Бинарный характер высказываний индивидуума, утратившего социальную активность» — Бабушка надвое сказала: неизвестно; выражение сомнения;
— «Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности» — Вилами по воде писано: маловероятное, сомнительное, вряд ли возможное событие;
— «Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы» — Баба с возу — кобыле легче: освобождение от лишнего груза или забот облегчает дело.

Смогли бы мы понять первую часть без объяснения?

Если нам всё же необходимо донести свои знания или видение до человека, нужно объяснять ему это так, будто бы мы объясняем ребёнку. Если мы попробуем объяснить что-то обычному ребёнку и у нас не получится низвести это объяснение до его уровня, значит мы сами не знаем, не понимаем, не осознаём этот объект, явление или предмет должным образом.

“What I cannot create, I do not understand” — Richard P. Feynman, the theoretical physicist who received the Nobel prize in 1965 for his work developing quantum electrodynamics. — «То, что я не могу создать, я не могу понять». Ричард Фейнман, физик-теоретик, получивший Нобелевскую премию за работу по развитию квантовой электродинамики.In spite of this, after it he said ”I think I can safely say that nobody understands quantum mechanics.” — И, несмотря на это, он утверждал, что никто не понимает квантовую механику.

Ричард Фейнман был знаменит тем, что умел давать простые объяснения научным концепциям.

Например, вот так наука объясняет, что такое огонь:
— Первичный элемент, первый из четырёх мировых стихий;
— Интенсивный процесс окисления (горение), экзотермическая реакция, в которой окислитель, обычно кислород, окисляет горючее, обычно углерод, в результате чего возникают продукты сгорания; такие как диоксид углерода, вода, тепло и свет;
— Светящиеся в потоке горячего воздуха раскалённые микроскопические частицы гари и пепла.

А вот так Фейнман объяснял, что такое огонь:

“Fire is stored sunlight” — Richard P. Feynman.
«Огонь — это хранящийся солнечный свет», — Ричард Фейнман.

“Wood, for instance, contains a lot of carbon. If the oxygen around it heats up enough, the oxygen and the carbon can meet up and make a partnership together into the form of CO2, releasing a lot of energy along the way.
Where did this stored energy come from? Originally, it came from the sunlight striking a tree, which was then cut down and harvested for its wood. “The light and heat that is coming out,” explains Feynman, “that is the light and the heat of the Sun that went in. So, it is sort of a stored Sun that is coming out when you burn a log.” — “Watch: Richard Feynman makes scientific concepts beautifully simple.”

Если очень просто и схематично раскрыть мысль Фейнмана, то древесина состоит из углерода (С), который попал в неё из воздуха, в результате воздействия солнечного света, «выталкивающего» кислород из углекислого газа: двуокись углерода (диоксид углерода – СО2) разлагается; углерод, соединяясь с водой из земли, превращается в древесину.
Как мы помним из школьных уроков биологии, процесс выделения кислорода из деревьев называется фотосинтезом.

То есть, солнечный свет «перетекает» в древесину.

Если мы нагреем дерево до определённой температуры, то кислород из воздуха снова соединится с углеродом из древесины, и солнечный свет «возродится» вновь в виде огня костра.
Древесина, после горения (истечения из неё солнечного света), превращается в золу, то есть, несгораемый остаток, состоящий из минеральных примесей, основным компонентом которой (золы) является стекло.
“But if you ask where the substance comes from. You find out where does it comes from, trees come out of the air. They surely come out of the – no, they come out of the air.”
Так что, деревья хоть и «сидят» в земле, но «появляются» из воздуха.

Красная, красная кровь,
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива,
И согрета лучами звезды
По имени Солнце.
Группа «Кино».

Огонь костра – это огонь «звезды по имени Солнце».

Король произношения, Михаил Шестов из Книги рекордов Гиннесса, всегда говорит своим ученикам, чтобы они начинали объяснять своим детям, как правильно произносить английские звуки.

И сам он учит произношению, разделяя весь процесс на элементарные составляющие — микрофонемы, как для ребёнка. Поэтому у него и дети, и взрослые легко обретают способность говорить на английском и на других языках.

Литература:
1. К. Гемпель, П. Оппенгейм, «Логика объяснения»;
2. «Философское введение в проблему научного объяснения». Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1.
3. “Watch: Richard Feynman makes scientific concepts beautifully simple” — https://bigthink.com/surprising-science/richard-feynman?rebelltitem=2#rebelltitem2

Средства массовой информации, TV о М.Шестове

Отзывы

Более 4 000 000 учеников по всему миру

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.