Компетенции будущего

Установить, какие профессии появятся в ближайшем будущем сложно, но, с большой долей вероятности можно предположить, что само понятие «профессия» уходит, вместо него человек будет владеть набором различных компетенций.

Профессии-алгоритмы (секретарь, синоптик, бухгалтер, оператор call-центра, телефонист, библиотекарь, таксист, операционист, страховой агент, врач-диагност, почтальон), однотипные задачи которых можно автоматизировать, будут исчезать. Например, с появлением интернет-банкинга многие люди почти перестали ходить в банки. Швей заменит 3D печать.

За последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, ещё 1000 сильно изменились.

Сегодня мало кто вспомнит, каким престижным был труд пилота дирижабля. В Париже перед началом Первой мировой войны конкурс на эту должность составлял до 50 человек на место.

В 1916 году в Москве насчитывалось 16 тысяч легковых извозчиков (кучеров), а в 1936 году их было зарегистрировано всего 120.
Летом 2014 года половина туристических компаний России стали банкротами.

В 2017 г. Сбербанк сократил по всей стране 30000 юристов, их «место» заняли компьютерные программы.

В начале 2018 г. была признана утратившей необходимость профессия машинистки и стенографистки.

Аппарат «Hadrian X» укладывает 1000 кирпичей в час. Это в 8-10 раз больше, чем способен сделать человек. Как долго просуществует профессия «каменщик»?

Через несколько лет роботы могут занять до 5 миллионов вакансий на рынке труда в 15 развитых странах.

Лидируют по плотности внедрения роботов Сингапур, Германия, Япония и Швеция. По общему количеству устанавливаемых роботов в год первенство принадлежит Китаю. На втором месте — Южная Корея, третье у Японии, четвёртое — у США. В Европе лидирует Германия.

Утверждается, что в России переизбыток психологов, дизайнеров, юристов и дефицит инженеров, врачей и агрономов.

Предполагается, что до 2030 г. появится до 200 новых профессий, среди которых:
— ИТ-медик;
— Специалист по выращиванию органов;
— Нейрохирург по работе с памятью;
— Биоэтик;
— Биоинженер;
— Нанотехнолог;
— Специалист по созданию виртуальной реальности;
— Проектировщик жизненного цикла космических сооружений;
— Оценщик интеллектуальной собственности;
— Специалист по кибербезопасности;
— Инженер роботизированных систем.

Американская компания Amazon Inc. начала работу над сверхсекретным планом по созданию домашнего робота. На сайте Lab126 опубликованы десятки вакансий — компания ищет преимущественно инженеров-робототехников.

Сотрудникам компаний ближайшего будущего будут необходимы: знание языков и культуры; умение работать в команде, где нет главных и все равны; способность к саморегуляции и управление изменениями; творческое мышление. — Ведь творчество в профессиональной деятельности компьютер заменить не сможет.

В мире примерно 70 миллионов инженеров, работа которых на 80% состоит из поиска уже готовых решений в интернете и «подгонки» их под существующие потребности. И только 20% приходится на новые решения. Способность творить является самым важным качеством.

Так как мы будем жить в ещё более информационно насыщенном мире, важными качествами личности станут умение управлять вниманием и осознанность происходящего. Осознанный выбор станет критически важен.

Границу между человеческим и машинным интеллектом проводить не стоит, — она всё время сдвигается. После победы в 1997 г. над Каспаровым компьютера Deep Blue шахматы не исчезли, люди просто перестали играть с компьютером, кроме как в целях тренировки и наблюдения.

Лидирующая позиция среди компетенций будущего сохраняется за Complex Problem Solving — Комплексное многоуровневое решение проблем, то есть, умение решать сложные задачи.

Для понимания уровня будущей компетенции можно напомнить о существовании специалистов trouble shooter (аварийный монтёр) или кризис-менеджер. «Аварийного монтёра» приглашют со стороны решить срочную сложную локальную задачу, а кризис-менеджер занимается длительными проектами как часть компании.

Обладать Complex Problem Solving – значит опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник.

Critical thinking — критическое мышление.
Способ мышления, при котором ставится под сомнение (анализ) поступающая информация и собственные убеждения и установки.

Creativity – креативность, творчество.
Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности.
«Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его», — Микеланджело о создании статуи Давида.

People management — управление людьми.

Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия.

Emotional intelligence — эмоциональный интеллект.
Это способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Judgment and decision-making – суждение и принятие решений.

Service orientation – клиентоориентированность.
В этой компетенции без развитого эмоционального интеллекта обойтись невозможно.

Negotiation – умение вести переговоры.

Cognitive flexibility — когнитивная гибкость, способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, то есть, способность быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.

Критически важным будет умение работать с людьми в сложной среде сращивания человеческого и искусственного интеллектов, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты, чем сегодня.

Востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники, чей труд дешевле роботов, либо высокопрофессиональные.

Компетенции будущего основаны на умении общаться с людьми, договариваться и управлять ими, решать их проблемы, понимать и служить им.

Чтобы быть успешным необходимо быстро соображать, видеть суть проблем, находить их решение, создавать новые проекты и рождать идеи.

К сожалению, современная школа не лучший помощник в этом вопросе, т.к. зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому развитие будущих работников ложится на плечи родителей, а потом и работодателей.

Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейролингвистики: «Зачем бессмысленные вещи учить? Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине?.. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия — это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ Моцарту, Бетховену, Пушкину, Менделееву, Эйнштейну, Дираку, Шредингеру и т.д… они все его завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона?..».

Достаточно востребованным останется профессия психотерапевта, так как основная профессиональная деятельность людей будущего будет происходить в сфере разума, общения и другого рода взаимодействий, что будет вызывать психическое напряжение и истощение.

Управление коллективным и частным сознанием останется очень востребованной компетенцией среди спецслужб и в сфере рекламы: создание новой реальности при установлении приемлемых государственных институтов других государств и завоевании рынков сбыта товаров.

«Детектив по снам» Крис Робинсон, с 1989 года предсказывавший место террористических актов и объявленный руководством ИРА «Врагом №1», говорил: «Неизбежное, в данном случае, событийное будущее можно предвосхищать! И, предвидя его, вмешиваться в грядущие события, изменять их по своему усмотрению».

Предвидя возникновение новых профессиональных компетенций, было бы глупо игнорировать это знание и не приготовиться к меняющейся реальности.

Говорилось об отмирании профессии переводчика. Считаю, что переводчики как профессия «отойдут в тень» не потому, что их место займут программы перевода (предполагаю, что это маловероятно), а потому, что человек будущего будет свободно владеть несколькими иностранными языками.

Но, необходимо помнить, что высокопрофессиональный сотрудник должен на высоком уровне владеть не только родным языком, но и иностранными.

Не будем уподобляться турецкому министру, которого на конференции не смог понять робот-ведущий.

Кстати мы и сейчас можем проверить соответствие нашего произношения самым минимальным требованиям. Включите программу голосового набора текста и прочтите в вашей обычной манере небольшой отрывок художественного произведения, а потом посмотрите, что выдала вам программа…


Нью-Йорк:
+1 (917) 208-7434
Viber, WhatsApp


Москва:
+7 (495) 961-5509
+7 (926) 216-0242
+7 (926) 465-5446
Viber, WhatsApp

 
г. Москва, пер.Газетный, д. 9, стр. 2, оф. 33.
Расписание занятий


22 ноября 2018 года Бесплатный онлайн мастер-класс "Презентабельный английский язык"

Постоянный онлайн-курс с Михаилом Шестовым Свыше 70 часов закрытых мастер-классов в записи и 10 часов практических материалов с домашними заданиями. Абонементы от 1 до 6 месяцев.

SupremeLearning Бизнес-английский Открыт набор на новый заочно-дистанционный курс Михаила Шестова.

c 1 ноября 2018 года Идет запись на "Дистанционный курс" по методу Шестова. Презентабельный английский, русский, лингвистическая машинопись под руководством Михаила Шестова и его команды. Присоединиться можно в любое время - все уроки будут доступны с самого начала.

Весной 2018 года Онлайн-курс "Русский язык без ошибок: от А до Я" - один месяц

с 10 по 18 ноября 2018 года Очный блиц-курс Михаила Шестова в Москве. Презентабельный английский в рекордные сроки! Записаться в группу можно до 13 ноября!

с 24 и 25 ноября 2018 года Блиц-курс выходного дня Михаила Шестова в Москве. Презентабельный английский в рекордные сроки! Два дня по восемь часов.

Набор на осень "Английский для детей по методу Шестова. Москва.
ПОДАРОК — уроки Шестова!
Отзывы
Присоединяйтесь!