Логопедическая постановка артикуляции в английском: смотреть в рот не воспрещается

Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания. [Википедия]

Разные языки при некоторых элементах сходства артикуляций имеют и свои характерные особенности, причем часто сходные звуки артикулируются в разных языках различно (рус. т, англ. и нем. t; русское е, э и e в западноевропейских языках и т.д.).

Формирование правильной артикуляции тесно связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной артикуляцией.

Искаженное произношение речевых звуков может быть обусловлено нарушением центральной нервной регуляции мышц органов речи, возникающих при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария, а также вследствие дефектов самого артикуляционного аппарата. [Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.]

Артикуляция — важнейший фактор распознавания слов

Как показывает практика, уже в переходном возрасте человек перестает копировать артикуляцию других – даже при изучении нового языка.

А подражание интеллигентным способам артикуляции, как ни странно, является основой успешного изучения любого языка.

Потому что только произнося звуки так, как это необходимо, мы можем услышать их в речи собеседника и начать свободно воспринимать речь иностранцев на слух.

Как пишет Борис Сергеев в книге «Парадоксы мозга»: «Долгие годы оставалось загадкой, почему при выключении моторного центра не только страдает сама речь, но нарушается и ее понимание. Лишь в наши дни стало понятно, насколько двигательный контроль важен для восприятия речи.

Маленькие дети учатся не только говорить, то есть производить речевые звуки, но и воспринимать их. Эти два процесса так тесно переплетены, что один без другого полноценно выполняться не могут. Каждое новое слово ребенок должен обязательно повторить, одновременно анализируя и сопоставляя звуки речи и двигательные реакции языка, гортани, голосовых связок, возникающие при произнесении данного слова. В нашем мозгу отдельные фонемы и целые слова хранятся в виде их «двигательных» и «звуковых» копий, но двигательные образы фонем для нас важнее звуковых. Без участия двигательного центра речи невозможно пользоваться «двигательными» копиями фонем и слов, а значит контроль за восприятием речи становится односторонним и неполным.»

Таким образом, произнося английские звуки неправильно, невозможно научиться слышать и распознавать правильную английскую речь. НО при этом мы легко воспринимаем речь с нашей фонетической базой.

Вы легко распознаете речь своих сограждан, говорящих на английском. Или, например, индусов – видимо, дело в похожей артикуляции и наборе звуков.

 

Артикуляция английских звуков

Органы речи англоговорящих людей работают несколько иначе, чем наши. Например, их артикуляция более четкая.

Попробуйте произнести: duck (утка) – dock (причал); full (сытый, полный) – fool (дурак); wheel (колесо) – will (сила воли, завещание, желание).

А именно из таких «парных» словечек и состоит английский язык. Это его специфика. 70% слов короткие, но очень друг на друга похожие.

cut – caught

nut – not

man – men

did – deed

luck – lock

and – end

body – buddy

и т.д.

 

Да-да, ВСЕ эти слова произносятся на самом деле по-разному. Одна только А в английском произносится более, чем тремя способами. Для проверки можете почитать эти слова в любой распознаватель речи, например, https://speechpad.ru/

И дело тут совсем не в том, тянутся эти звуки или нет, как утверждают российские преподаватели.

К сожалению, никто в России не ставит английскую артикуляцию – даже при обучении преподавателей и переводчиков, несмотря на целый семестр фонетики в вузах.

 

Кто-то скажет, что есть люди, которые общаются и работают с англоязычными без всякой постановки артикуляции и их все спокойно понимают.

Есть. 1-2 человека на тысячу.

Тут варианта два: либо хорошая способность к имитации и человек все усваивает по аналогии с ребенком, либо распознавание идет на цепочках, знакомых носителю. Мы тоже понимаем вьетнамский русский, что «тё люблей» это сто рублей. Но это совершенно не показатель правильности речи.

Что делать?

  1. Начните с алфавита. Найдите в интернете, как носитель языка читает алфавит (обязательно на видео). И пройдите это видео несколько раз, пытаясь услышать и сымитировать все звуки и буквы.
  2. Смотрите видеозаписи, где видно как носители двигают органами речи и повторяйте за ними. Это могут быть фильмы, сериалы, выступления неких ораторов и т.п. Обязательно выбирайте такое видео, где показаны образованные люди, владеющие правильной и красивой речью.
  3. Если вы общаетесь с носителями языка, внимательно следите за движениями речевого аппарата. Если это возможно, попросите вашего собеседника поправлять вас в ходе общения или даже продемонстрировать и объяснить произнесение конкретных случаев.
  4. Всегда повторяйте вслух. Чтобы научиться танцевать – нужно танцевать, чтобы научиться говорить, нужно говорить – нужно говорить. Навык распознавания на слух (слушать кого-то) никогда не трансформируется в навык общения (говорить самому).
  5. Не бойтесь кривляться! Только так можно перенять артикуляцию без специальных постановочных занятий.

 

Разные диалекты английского

Да, в английском много поддиалектов, вплоть до того, что в каждой деревне свои особенности. Именно поэтому вам стоит выбирать носителей, которые говорят грамотно. Такие эталоны речи.

Выбирайте в качестве образца дикторов мировых каналов – BBC, CNN, актеров Голливуда. Вы когда-нибудь слышали, чтобы к голливудским фильмам делали дубляж для жителей Австралии? Потому что это тот подвид языка, который распознается всеми, независимо от регионального акцента. Его и стоит копировать.

 

Авторы статьи: Михаил Шестов, Ольга Шелихова


Нью-Йорк:
+1 (917) 208-7434

Москва:
+7 (916) 916-1753
+7 (926) 216-0242

 
г. Москва, пер.Газетный, д. 9, стр. 2, оф. 33.
ПОДАРОК — урок М. Шестова!
Отзывы